РУС АДЫГ

Социальная защита



Историческая справка

Благотворительность в России как социальное явление имеет свою историю и традиции. Многое из того, что было выработано нашими соотечественниками в прошлом, стало целенаправленной политикой государства.

Государство осуществляет дотации малоимущим, детским и школьным учреждениям, выплачивает пособия и предоставляет отпуск по беременности и родам женщинам. Развивается система социального страхования.

Но широкомасштабные социально-экономические реформы в конце 80-х годов вызвали новые тенденции в обществе. Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица привели к обострению проблем пенсионеров, молодежи, инвалидов и других категорий граждан.

В этой связи образуется Фонд социальной поддержки населения, который выполняет краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим гражданам, распределение гуманитарной помощи, предоставление дотаций на приобретение лекарств, выполнение протезно-ортопедических услуг и т.д. Однако, эти меры не могут в полной мере решить возникшие проблемы. Общество возвращается к забытым идеям и формам благотворительности, а государство образует в новых условиях Министерство социальной защиты, призванное осуществлять долговременную и профессиональную помощь нуждающимся.

Экономические преобразования совпали с изменением статуса Адыгейской автономной области и образованием республики. В Республике Адыгея, как субъекте Российской Федерации, Указом Президента РА от 31.01.92 г. N 6 создается Министерство социальной защиты населения Республики Адыгея. На том этапе социальная защита населения области была представлена Майкопским домом-интернатом, Адамийским детским домом-интернатом, 12 колхозными домами с минимизированными услугами, где проживали бывшие колхозники.

В процессе становления государственности за эти годы при поддержке лично Президента Республики, Парламента Республики, Правительства Республики Адыгея, глав администраций городов и районов сформировалась система социальной службы и разветвленная сеть социальных учреждений.

За время существования Министерство претерпело ряд функциональных изменений и соответственно менялось его название: Министерство социальной защиты населения, затем Министерство социальной защиты и здравоохранения, сегодня это Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.


Современное состояние

В Республике Адыгея функционирует единая государственная система органов труда и социальной защиты населения, состоящая из республиканского органа – Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, территориальных органов труда и социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея.

Созданная в республике единая государственная система органов труда и социальной защиты населения позволяет лучше организовывать социальное обслуживание населения по всем направлениям деятельности, обеспечивать своевременное и в полном объеме предоставление мер социальной поддержки различным категориям жителей республики, повышать качество обслуживания опекаемых в стационарных учреждениях, более оперативно решать вопросы социальной защиты населения.

За период существования, Министерство заметно развило и укрепило материально-техническую базу. Сегодня социальное обслуживание в Республике Адыгея представляет собой сеть государственных учреждений, состоящую из:

• 9 комплексных центров социального обслуживания населения (по одному в каждом городе и районе), которые объединяют 57 отделений социального обслуживания на дому, 5 отделений срочной социальной помощи, 1 отделения социально-медицинского обслуживания на дому, 1 отделения дневного пребывания. Численность обслуживаемых центрами граждан ежегодно составляет около 12 000 человек; 
• 5 стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на 859 койко-мест. Это два психоневрологических дома-интерната и три дома-интерната общего профиля. Очередь в стационарные учреждения общего типа отсутствует, а в психологические дома-интернаты составляет 12 человек.
• 5 учреждений социальной помощи семье и детям: «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Звездный» (в г. Горячий Ключ), «Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков» (в п. Каменномостском Майкопского района), «Реабилитационный центр «Шапсуг» (в п. Яблоновском Тахтамукайского района), «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям «Доверие», «Центр социальной помощи семье и детям»; 8 отделов помощи семье и детям в составе комплексных центров социального обслуживания населения.


Отдых и оздоровление детей 

На проведение отдыха и оздоровления детей в 2013 году были направлены средства в сумме 203,3 млн. рублей, в том числе:
- республиканский бюджет Республики Адыгея – 115,5  млн. рублей;
- муниципальные бюджеты – 37,0 млн. рублей; 
- субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Адыгея на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 50,8 млн. рублей. 
В целом отдыхом и оздоровлением охвачены 22 999 детей или 52,6 % от количества детей в возрасте от 7 до 17 лет. По сравнению с 2012 годом оздоровлено на 87 детей больше. 
На территории Республики Адыгея в течение оздоровительной кампании 2013 года функционировали 102 оздоровительных учреждения всех типов, в том числе 88 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе муниципальных образовательных учреждений, 8 загородных оздоровительных лагерей, 1 санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия, 2 учреждения социального обслуживания семьи и детей, на базе которых организуется отдых детей, 3 санатория (другие лечебные учреждения), на базе которых организуется оздоровление детей.
Проведение детской оздоровительной кампании 2014 года осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31 марта 2010 года № 50 «О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей» и Программой  по развитию системы отдыха и оздоровления детей на 2012-2015 годы, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 ноября 2011 года № 382-р.  
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея определены уполномоченные органы по обеспечению отдыха и оздоровления детей в республике: Министерство труда и социального развития Республики Адыгея и Министерство образования и науки Республики Адыгея.
В проведении оздоровительной кампании детей в 2014 году примут участие 99 оздоровительных учреждений: санаторных учреждений - 3; загородных оздоровительных лагерей – 8; лагерей дневного пребывания - 88.
В текущем году планируется охватить отдыхом и оздоровлением 21 686 детей. 
Из общего количества планируемых к оздоровлению детей – в летний период планируется охватить 17 282 ребенка в лагерях всех типов и туристических походах.
Сначала 2014 года на зимних каникулах в 4 оздоровительных учреждениях организован отдых и оздоровление 988 несовершеннолетних, в том числе 355 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
Летняя оздоровительная кампания 2014 года в Республике Адыгея начнется  в плановом порядке с 28 мая 2014 года. Утвержден график заездов детей в оздоровительные учреждения. 
В текущем году планируется максимально использовать возможности подведомственных государственных учреждений: 
- автономного учреждения Республики Адыгея  «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Звездный» - количество детей, которое примет данное учреждение в этом году увеличено на 101 ребенка, в том числе 10 детей в сопровождении родителей по состоянию здоровья;
- государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям «Доверие». В текущем году оздоровительный лагерь «Город Мастеров» будет работать как санаторный лагерь и в летний период примет 120 детей;   
- государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр социальной помощи семье и детям». Около 100 детей, состоящих на учете в данном Центре, в том числе дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально-опасном положении, будут задействованы в туристических походах. 
В текущем году также увеличивается количество специализированных (профильных) смен для детей и подростков различных категорий и социальных групп, в том числе групп риска. Будут проведены 5 профильных смен. 
Приоритетным правом на обеспечение оздоровления и отдыха будут пользоваться дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, из категории «группы риска», находящиеся под опекой и попечительством.
Деятельность министерств и ведомств, муниципальных образований городов и районов по организации и проведению в 2014 году детской оздоровительной кампании регулируется Республиканским координационным советом по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Адыгея. 
В декабре 2013 года утверждена средняя стоимость одного койко-дня пребывания ребенка в оздоровительном учреждении. В стоимость включены: 5-ти разовое питание, проживание в четырех - шести местных номерах, организация спортивных мероприятий, досуга, развлечений, кружков, квалифицированная медицинская помощь и страхование детей от несчастного случая, спортивные мероприятий, кружки.
Утвержден Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в оздоровительных учреждениях.
Разработан комплексный план мероприятий по подготовке и проведению детской оздоровительной кампании 2014 года, в соответствии с которым будут проведены мероприятия, необходимые для своевременного заключения контрактов на поставку продуктов питания, осуществляться контроль качества и безопасности пищевых продуктов, обеспечиваться комплексная безопасность пребывания детей в лагерях.
В период летней оздоровительной кампании 2014 года в Республике Адыгея в каждом летнем оздоровительном учреждении (ЛОУ) будут организованы медицинские блоки, включающие медицинские кабинеты и изоляторы.
Руководителями лечебно-профилактических учреждений будет оказано содействие оздоровительным учреждениям при подборе медицинского персонала из числа наиболее квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с детьми в летних оздоровительных учреждениях; снабжении оздоровительных учреждений необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием (на период работы ЛОУ).
Медицинское обеспечение будет осуществлено силами врачей-педиатров и средних медицинских работников. В каждом ЛОУ будет организовано круглосуточное дежурство медицинских сестер.
В оздоровительных лагерях дневного пребывания, организованных на базе образовательных школ, медицинское обеспечение детей будет осуществлено фельдшерами (медсестрами) образовательных школ. За всеми оздоровительными лагерями дневного пребывания приказами руководителей органов и учреждений здравоохранения Республики Адыгея будут закреплены подготовленные врачи-педиатры.
Медицинские работники летних оздоровительных учреждений будут осуществлять контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности. В летний оздоровительный период будет организована работа по гигиеническому воспитанию детей и подростков, популяризации навыков здорового образа жизни, повышения информированности в области сохранения и укрепления здоровья, снижения поведенческих факторов риска, представляющих опасность для здоровья.
Кроме того, в целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей в оздоровительных организациях запланировано проведение обучающих семинаров для медицинских работников, участвующих в летней оздоровительной кампании, с последующим тестированием на знание действующих нормативных актов, регламентирующих организацию оказания медицинской помощи детям в оздоровительных организациях, а также организацию работы при приеме детей в оздоровительные организации.
Министерством труда и социального развития Республики Адыгея отработан механизм взаимодействия с Федерацией профсоюзов по Республике Адыгея по выделению путевок членам первичных профсоюзных организаций и заключено соответствующее Соглашение. 
Страхование детей в период их пребывания в детских лагерях будет обеспечено за счет средств оздоровительных учреждений.
В летний период будут проведены целенаправленные мероприятия по обеспечению комплексной безопасности объектов отдыха и оздоровления детей, подростков, а также их безопасности во время перевозки к местам отдыха и обратно во время летнего отдыха детей 2014 года.
В период подготовки к детской оздоровительной кампании будет подготовлен план организационно–практических мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период летнего курортного сезона. 
В рамках данных профилактических мероприятий с персоналом детских оздоровительных учреждений будут проведены инструктажи по алгоритму действий при выявлении нарушений общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывчатых веществ и других подозрительных предметов, террористических угроз, в том числе способах связи с правоохранительными органами. 
С целью предупреждения детской безнадзорности и беспризорности, выявление и привлечение к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественные действия, в летний период на территории республики будет проведена профилактическая операция «Подросток». 
В планы Единой дислокации будут внесены коррективы по приближению маршрутов патрулирования нарядов полиции, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД к местам расположения детских оздоровительных лагерей. 
Инспекторский состав ДПС будет ориентирован на обеспечение безопасности дорожного движения вблизи мест массового нахождения детей, выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств занимающихся пассажирскими перевозками, будут осуществляться проверки состояния дорог по маршрутам перевозки организованных групп детей, технического состояния автобусов. 
В рамках проведения профилактических мероприятий на территории республики будут проведены акции направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. 
В целях повышения пожарной безопасности объектов летнего отдыха и оздоровления детей с 1 мая по 31 октября 2014 года на территории республики Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея запланировано проведение надзорно-профилактической операции «Отдых».
В рамках операции «Отдых» планируется проведение следующих пожарно-профилактических мероприятий:
- проведение проверок объектов летнего отдыха и оздоровления детей в рамках действующего законодательства;
- проведение пожарно-тактических учений на объектах данной категории, а также отработка на них планов и карточек пожаротушения;
- проведение с персоналом объектов отдыха и детьми инструктажей о мерах пожарной безопасности, с практической отработкой действий по эвакуации из зданий на случай возникновения пожара.
В целях выполнения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей предложено предусмотреть на 2014 год финансовые средства на выполнение следующих мероприятий:
- содержание в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
- обучение должностных лиц мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума;
- приобретение и перезарядку первичных средств пожаротушения;
- огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- укомплектование уголков пожарной безопасности.
Уполномоченными органами по организации отдыха и оздоровления детей Республики Адыгея проводится широкая разъяснительная работа через средства массовой информации, медицинские и муниципальные общеобразовательные учреждения, направленная на ознакомление населения с порядком организации отдыха и оздоровления детей в 2014 году.


Государственная социальная помощь

Министерством труда и социального развития Республики Адыгея осуществляется работа, направленная на правовое, методическое и организационное обеспечение федеральных законов и законодательства Республики Адыгея о прожиточном минимуме и о государственной социальной помощи малоимущим семьям, доходы которых, в силу объективных причин, ниже величины прожиточного минимума.

Решениями Республиканской комиссии по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в 1 квартале 2014 года помощь назначена 119 семьям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, на сумму 2 млн. 163 тыс. руб.

Кроме того, решениями комиссий территориальных органов труда и социальной защиты населения по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств  республиканского бюджета Республики Адыгея 1 квартале 2014 года помощь назначена 398 семьям на сумму 1 млн. 1 тыс. 500 руб.

В порядке правового обеспечения работы по оказанию государственной социальной помощи министерство совместно с территориальным органом Госкомстата РФ обеспечивает ежегодное утверждение нормативов доходности от ведения личного подсобного хозяйства, своевременную разработку и ежеквартальное установление величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения республики.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 167 «Об организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» 1 квартале 2014 года субсидии предоставлены на общую сумму 14 488,1  тыс. руб.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 276 «О предоставлении компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея» работникам государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ветеринарии  предоставлены компенсации на общую сумму 12 млн. 330 тыс. 728 руб.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» компенсационные выплаты предоставлены на общую сумму 1 млн. 618 тыс. 538 рублей;

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплат ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация выплачена 634 гражданам на общую сумму 14 349,23 тыс. рублей.

В целях оказания адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты с 1 января 2012 года осуществляется прием заявлений граждан, освободившихся из мест лишения свободы и зарегистрированных по месту жительства в Республике Адыгея.

Денежная выплата осуществляется за счет средств республиканского бюджета территориальными органами труда и социальной защиты населения гражданам по месту их жительства и составляет 3000 рублей. Территориальными органами труда и социальной защиты населения в течение 1 квартала 2014 года назначена и осуществлена денежная выплата 33 гражданам.


Социальная поддержка льготных категорий

Действующая система социальной защиты населения направлена, прежде всего, на предоставление государственных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, трудовых успехов и состояния здоровья. В республике к указанным категориям получателей мер социальной поддержки относятся более 77 тыс. человек, из них около 40 тыс. человек – получатели различных видов выплат и натуральной помощи за счет средств республиканского бюджета.

Численность лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 278 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея» составляет 38 376 человек. С начала текущего года им предоставлены такие меры социальной поддержки, как: ежемесячная денежная выплата, денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, бесплатное зубопротезирование на общую сумму 120 863,2 тыс. рублей. Так же, в соответствии с данным законом малоимущие граждане и дети до восемнадцати лет, не являющиеся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, обеспечиваются бесплатно протезно-ортопедическими изделиями. Финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законом, осуществлено за счет средств республиканского бюджета в полном объеме.

В целях дополнительной поддержки отдельным категориям граждан установлен ряд социальных выплат за счет средств республиканского бюджета. Так, с начала 2014 года:

- 93 гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк» Челябинской области произведена ежегодная денежная выплата в размере 1500 руб.; 
- 43 ветеранам подразделений особого риска производились выплаты  по 400 руб. в месяц на сумму 173,4  тыс. руб.;
- 103 гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью и получающим постоянное диализное лечение, произведены ежемесячные денежные выплаты на проезд к месту лечения на сумму 429 тыс. 842 руб. 
Территориальные органы труда и социальной защиты населения обеспечивали своевременно и в полном объеме выплаты, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета:
- ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью осуществлены 372 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 13 405,0 тыс. руб.;
- денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с начала текущего года предоставлены 35 457 гражданам, относящимся к отдельным категориям, из числа ветеранов и инвалидов, на общую сумму 9 248,7 тыс. руб. 

В рамках исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в установленном порядке предоставляются денежные выплаты на приобретение жилья за счет федерального и республиканского бюджета.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение в собственность жилых помещений.

По состоянию на 1 апреля 2014 года количество ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 года, составило 758 человек.

В целях реализации вышеназванного Указа за счет средств федерального бюджета 665 ветеранам были предоставлены единовременные денежные выплаты на приобретение жилья на сумму 516 456,0  тыс. руб.

Из числа вставших на учет после 1 марта 2005 года 661 ветеран ВОВ уже улучшил свои жилищные условия, 4 ветерана ВОВ занимаются поиском жилья и оформлением документов, еще 40 ветеранов ВОВ состоят на учете для улучшения жилищных условий.

Кроме того, за счет средств республиканского бюджета 8 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий предоставлены денежные выплаты на приобретение жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий на общую сумму 3 млн. 496,32 тыс. рублей.

В 1 квартале 2014 года проведено 5 заседаний Комиссии Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда». Так, звание «Ветеран труда» присвоено 135 гражданам и 195 гражданам установлено право по трудовому стажу на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда.


Социальное партнерство 

В текущем году в Республике Адыгея продолжается работа по развитию и совершенствованию системы социального партнерства. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, в зависимости от сферы компетенции, в республике заключаются республиканское, территориальные, отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.

Заключено Соглашение о продлении срока действия на 2014-2016 годы Соглашения между Кабинетом Министров Республики Адыгея, Федерацией профсоюзов Республики Адыгея и объединениями работодателей Республики Адыгея на 2011 – 2013 годы. Соглашением предусмотрена координация совместных действий сторон в области экономической и социальной политики с целью решения основных задач по созданию условий для стабилизации экономики республики, обеспечению занятости, социальной защите населения, оплате и охраны труда, экологической безопасности. 
Регулярное согласование позиций Кабинета Министров Республики Адыгея, Федерации профсоюзов Республики Адыгея и объединений работодателей Республики Адыгея в области социально-экономической политики обеспечивается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея.

Ежеквартально проводятся заседания трехсторонней комиссии, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся проблем социально-экономического развития республики.

В целях дальнейшего развития системы социального партнерства проводилась работа по совершенствованию деятельности трехсторонних комиссий на территориальном уровне. В рамках деятельности территориальных трехсторонних комиссий рассматриваются вопросы, касающиеся соблюдения трудовых прав, социальных гарантий работников, развития системы социального партнерства и др.

Результатом работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в городах и районах республики явилось заключение территориальных соглашений, которые в свою очередь способствуют развитию процесса заключения отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

Соглашения, определяющие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, действуют в 3 муниципальных образованиях республики.

Разрабатывались и заключались отраслевые соглашения, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников организаций с учетом специфики отрасли и условий, установленных отраслевым соглашением, заключенном на федеральном уровне. В Республике Адыгея в 2013 году действовали 7 республиканских соглашений и 13 соглашений, заключенных на уровне муниципальных образований. Отраслевые соглашения охватывают такие виды экономической деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.

Эффективному взаимодействию субъектов социального партнерства в Республике Адыгея способствует и деятельность по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно данным, представленным территориальными органами труда и социальной защиты населения, в организациях различной формы собственности заключено и пролонгировано 485 коллективных договора.

Активно ведется работа по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров. В ходе проведения уведомительной регистрации договоров выявляются положения, противоречащие действующему законодательству.


Охрана труда

В соответствии с действующим законодательством на Министерство труда и социального развития Республики Адыгея возложены функции по осуществлению государственного управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда на территории республики. 

В республике создана и действует необходимая законодательная и нормативно-правовая база в сфере охраны труда, которая постоянно совершенствуется и обновляется.

Ежегодно для оценки положения дел в области охраны труда Министерством проводится анализ состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости в различных сферах экономической деятельности и территориях республики. На основании  анализа готовится Доклад о состоянии охраны труда в Республике Адыгея, который рассматривается на заседаниях Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея и Межведомственной комиссии по охране труда Республики Адыгея, принимаются соответствующие решения. Доклад и решения направляются главам муниципальных районов и городских округов, руководителям органов исполнительной власти для сведения и устранения нарушений законодательства об охране труда. 

В Республике Адыгея реализуется государственная программа «Социальная поддержка граждан» на 2014-2016 годы, в которую включена подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Республике Адыгея на 2011 – 2013 годы», Комплексная программа Республики Адыгея «Улучшение условий и охраны труда».

В целях пропаганды и активизации деятельности в сфере охраны труда на территории республики Министерством совместно с другими органами исполнительной власти и администрациями муниципальных районов и городских округов ежегодно проводится Республиканский конкурс на звание «Лучшая организация по охране труда» с награждением победителей дипломами и ценными подарками.

В связи с тем, что обучение по охране труда является одной из основных предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, в республике создана постоянно действующая система обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников. Ежегодно на специальных курсах обучение проходят более 800 человек. Обучение направлено на повышение уровня знаний широкого круга работников и обеспечение предприятий республики необходимой нормативной документацией по охране труда. Благодаря этой работе проблема доступности предприятий к обучению, получению информации и приобретению нормативной литературы по охране труда в республике решена.

Позитивный вклад в обеспечение безопасности труда на производстве и дальнейшее развитие системы управления охраной труда на территории республики вносит Межведомственная комиссия по охране труда Республики Адыгея, организационно-техническое  обеспечение деятельности которой осуществляет Министерство. На заседаниях комиссии рассматриваются актуальные вопросы в области охраны труда, принимаются соответствующие решения.

Министерство труда и социального развития Республики Адыгея предоставляет государственную услугу по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест. По результатам экспертизы выдаются заключения по качеству проведения аттестации.

Ежегодно проводится анализ этой работы за предыдущий год с рассмотрением на семинарах-совещаниях с участием заинтересованных органов и организаций республики.

Благодаря принимаемым мерам и проводимой работе в организациях республики на протяжении последних лет остается относительно низким уровень производственного травматизма, редки случаи профессиональных заболеваний.